Интерактивные системы Интерактивные системы Интерактивные системы
На сайте ведутся технические работы. Если вы не нашли какую-либо информацию, звоните нам: +7 (343) 288-52-95.
Многоканальный телефон Екатеринбург +7 (343) 288-52-95
Образовательным организациям ikt@systemekb.ru Коммерческим организациям biz@systemekb.ru

«Интерактивные системы» помогают формировать «Доступную среду»

14 ноября 2018

Каждый ребёнок – уникальная личность, которая требует индивидуального подхода в развитии и обучении. Образовательная система в Российской Федерации рассчитана на усредненные возможности детей, но каждый талантливый педагог видит потенциал ребенка и развивает его лучшие качества. Однако есть категория детей, для который индивидуальный подход – это не прихоть, а насущная потребность: это дети с ограниченными возможностями здоровья.

Прекрасной новостью для всех людей с ОВЗ стало внедрение государственной программы «Доступная среда» еще в 2011 году. Изначально программа рассчитана была на 2011-2015 годы, но Правительство приняло решение о продлении программы до 2020 года. Основная задача программы «Доступная среда» – помочь инвалидам стать полноценными членами общества. Сейчас мы редко сталкиваемся с ними на улицах и в школах, в очередях супермаркетов и общественном транспорте, но не потому что их мало, а потому что условия для их комфортного существования в России только создаются.

Сфера образования также претерпевает изменения: вопрос инклюзивного образования ещё пугает многих педагогов и родителей, ведь никого из них с детства не учили взаимодействовать с детьми с ДЦП, ЗПР или ОНР. Страхи пропадают, когда приходит понимание, что находиться рядом с детьми с ограниченными возможностями здоровья – это безопасно, это интересно, это позволяет здоровым детям видеть, что мир многогранен, а детям-инвалидам – что они такие же, как все. «Доступная среда» нацелена еще и на это: приучать здоровых детей и взрослых эффективно сосуществовать рядом с инвалидами.

В том числе на это взаимодействие были направлены разработанные в компании «Интерактивные системы» комплекс интерактивных развивающих игр «Волшебная поляна» и интерактивный комплекс «Страна чудес».

Программа-комплекс развивающих мультитач игр «Волшебная поляна» – это пакет из множества игр для детей дошкольного возраста на такие темы, как: математика, рисование, окружающий мир, логика и внимание, цвета, музыка и прочее.

 

Особенности:

1) возможность играть одновременно нескольким детям; 
2) универсальность использования (подходит для любого типа интерактивного оборудования);
3) увлекательные сюжетные линии;
4) красивая прорисовка;
5) бесплатные обновления; 
6) простая установка и понятное управление.

Рекомендуемое использование комплекса интерактивных развивающих игр:

1) Для адаптации детей к новым социальным условиям (малыши от 2,5 лет). 
2) Для психологической разгрузки детей (сенсорные комнаты). 
3) Для проведения физкультминуток. 
4) Для занятий с детьми до 7 лет по основным областям знаний. 
5) Для развития инженерного мышления (дети до 8 лет). 
6) Для развития навыков программирования (дети до 8 лет).
7) Для обучения детей игре в шахматы (дети до 10 лет).
8) Для развития мелкой моторики и координации движений рук.
9) Для коррекционной работы с детьми (раздел «Психологическая разгрузка» позволяет эффективно и безопасно заниматься с детьми с различными особенностями (зрение, слух, опорно-двигательная система, аутизм, ДЦП и др.). 

Главный бонус этой программы – возможность с легкостью претворить в жизнь идею инклюзивного образования, ведь она позволяет детям с ОВЗ взаимодействовать со здоровыми детьми.

Нарушения зрения часто приводят к нарушениям речи, нарушения речи – к нарушениям опорно-двигательного аппарата и координации, ментальные нарушения – к целому ряду других особенностей и ограничений, поэтому очень важен комплексный подход в развитии этих детей.

Например, педагоги, работающие с детьми с нарушениями зрения, пользуются программами для специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждений авторства Белъмера В. А., Григорьевой Л.П., Денискиной В. 3., Кручинина В. А., Максютовой Р. Д., Новичковой И.В., Плаксиной Л. И., Подколзиной Е.Н., Сековца Л.С., Сермеева Б. В., Тупоногова Б. К.

Выдержка из пояснительной записки к программам:

«Необходимо проводить систематические занятия по развитию речи по подгруппам и индивидуально. Осуществляя работу по развитию речи, педагог внимательно прислушивается к тому, о чем и как говорят дети с нарушением зрения, учит их строить фразы, последовательно излагать мысли, правильно по смыслу употреблять слова. Из-за недостаточности сенсорного опыта у них может наблюдаться некоторый разрыв между предметным практическим действием и его словесным обозначением. Для этого в программе предусматриваются предметно-практические занятия по развитию речи и зрительного восприятия, по обучению анализу предметов и функциональным действиям с ними.

У педагога должно быть достаточное количество иллюстраций и других наглядных материалов, для того чтобы дети с нарушением зрения могли лучше рассмотреть изображение. Для развития речи большое значение имеет наличие у детей реальных представлений об окружающем мире. Поэтому применение средств наглядности осуществляется с учетом своеобразия зрительного восприятия. Предметы, явления, иллюстрации, игрушки, по которым слабовидящие составляют словесное описание, должны быть зрительно доступны детям. Изображения на картинках не должны быть перегружены объектами».

Интерактивное оборудование и специализированное программное обеспечение как раз позволяет обеспечить наглядность, качество воспроизведения изображений, возможность восполнить недостаточность сенсорного опыта, а главное – поддерживать практикоориентированный подход к процессу реализации непосредственно образовательной деятельности.

Познакомиться с функционалом и примерами игр программы «Волшебная поляна» можно здесь.

 Следующим важным шагом в работе компании «Интерактивные системы» стала разработка целого интерактивного комплекса «Страна Чудес», который рассчитан и на групповое, и на индивидуальное развитие.

Учебный интерактивный комплекс «Страна Чудес» с использованием сенсора распознавания движений «Кинект» позволит познакомить детей с многими интересными областями, подходит для детей с нарушениями в опорно-двигательном аппарате, т.к. пробуждает интерес к движению и позволяет тренировать и развивать простые действия руками, ногами, телом. 

Комплекс включает в себя три блока:

 1) «Волшебство». Интерактивные эффекты, управляемые движениями человека. 
 2) «Кинотеатр». Галерея видеофайлов, познавательные фильмы и многое другое.
 3) «Игры». Игры-занятия, управляемые движениями человека.

Блок «Волшебство» (Эффекты) позволяет создать интерактивную декорацию для любого мероприятия в детском саду, школе или реабилитационном центре – можно выбрать один из эффектов: аквариум, волшебные светящиеся фонарики, разлетающиеся листья, ожившие деревья, управление которыми происходит с помощью движений тела (если используется проектор) или с помощью пальцев (при работе на ПАК «Колибри»).

Например, эффект разлетающихся листьев станет прекрасным украшением «Праздника осени» – все происходящее на сцене будет фиксироваться «Кинектом» (который и считывает движения тела), и транслироваться в виде разлетающихся листьев. Такая анимация создает настроение и положительные эмоции от праздника. 

При работе с детьми с ОВЗ этот блок подходит также и для разминки, особенно, если становится важна эмоциональная отдача, или для перерыва между разными видами занятий. Поскольку этот блок не содержит в себе готового игрового сценария, то педагог может дополнять свои готовые задания «Эффектами» и использовать их по своему усмотрению.

Блок «Кинотеатр» (Видео) содержит в себе встроенные видеосюжеты, разделенные по темам: состояния погоды, явления природы, водный мир, космос, животные разных стран. Он может выступать в качестве все тех же декораций для мероприятий, для психологической разгрузки и в качестве познавательной составляющей образовательного процесса. Из кабинета или комнаты можно сделать целый импровизированный планетарий, если включить видео со звёздами и ночным небом и спроецировать их на большой экран. Видеоролики несут в себе и развлекательную, и расслабляющую, и познавательную функции. Помимо загруженных роликов в библиотеке, в программу можно загрузить свои видео, разнообразив при этом образовательный процесс.

Блок «Игры» создан для образовательных и реабилитационных целей. В них уже заложен сценарий, поэтому они выступают самостоятельным игровым продуктом, помогающим педагогам. Разминка с персонажем подходит для одного или нескольких детей, она также универсальна для здоровых детей или детей с ОВЗ. Управление в игре происходит с помощью взмахов рук, головы, прыжков, приседаний и других движений. Возможность выбора уровня сложности позволяет педагогу разнообразить занятия и самостоятельно определять, для какой группы детей будет подходить легкий вариант, а для какой – сложный.

Важным направлением в развитии блока «Игры» стало появление «Зеркальной терапии», созданной специально для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Сама игра построена по принципам зеркальной терапии, только вместо зеркала используется интерактивное оборудование. Эффективность зеркальной терапии изучается уже три десятка лет, но многие исследования доказывают, что её применение помогает создавать новые нейронные связи и возвращать людям возможность нормально двигаться (среди этих исследований: 1) Yavuzer G., Selles R.. Sezer N etal. Mirror therapy improves hand function in subacute stroke: a randomized controlled trial. Arch. Phvs. Med. Rehabil. 2008; S9: 393-398; 2) Matsuo A., Tetuka Y. Morioka S. el al. Mirror therapy accelerates recovery of upper limb movement after stroke: a randomized cross-over trial. In: Sixth Wbrld Stroke Conference. Vienna. 2008 (Abstract); 3) Moseley G.L.. Parsons T.J., Spence C. Visual distortion of a limb modulates the pain and swelling evoked bv movement. Curr. Biol. 200S; 18: RI047-R1048). Наиболее успешны случаи, когда терапевты сталкиваются с «приобретенным неприменением» – если конечность перестала двигаться в случае аварии, инсульта и т. д. На данный момент эта терапия успешно применяется при реабилитации взрослых людей, но также находит применение для лечения детей с гемиплегией (Gygax M.J., Schneider P, Newman C.J. Mirror therapy in children with hemiplegia: a pilot study. Dev. Med. Child Neurol. 2011; 53: 473-476).

Главный персонаж игры – космонавт – отражает силуэт и действия человека с помощью датчика распознавания движений. Если у человека не работает рука или нога, то с помощью этой игры он будет видеть, что она «работает»: человек двигает здоровой конечностью, а космонавт поднимает обе – таким образом мозг формирует новые нейронные связи, убеждая сам себя в том, что обе конечности здоровы и одинаково хорошо двигаются. 

Этот же принцип полезен для работы с детьми и взрослыми, имеющими ментальные отклонения (например, аутизм), поскольку часто они сталкиваются с нарушением координации – в этом случае космонавт будет помогать корректировать движения человека, пока он не выполнит все задания верно.

Блок «Игры» в «Стране Чудес» будет развиваться дальше: вместе с терапевтами-реабилитологами мы будем продолжать создавать игры для детей и взрослых с нарушениями опорно-двигательного аппарата, ментальными отклонениями, а также другими ОВЗ. Блок «Волшебство» также будет подвергаться модернизации: часть эффектов будут с игровым сюжетом, к ним будут появляться конкретные задания. Блок «Кинотеатр» будет также пополняться научно-познавательным контентом и видеороликами для психологической разгрузки.

Познакомиться с функционалом и техническими характеристиками комплекса «Страна Чудес» можно здесь.

Главным адаптивным инструментом в руках педагогов, работающих в коррекционных образовательных учреждениях, становится интерактивный редактор «СОВА», позволяющий создавать собственные игры, опираясь на методики, используемые при работе с детьми с ОВЗ.  Эта программа даёт возможность добавлять любые изображения, фоны, озвучивать задания, прописывать любой необходимый сценарий, создавая при этом цифровые образовательные ресурсы, которые будут дополнять привычные дидактические материалы.

С помощью интерактивного редактора «СОВА» педагог может учитывать все потребности детей с ОВЗ: выбирать контрастные фоны или, наоборот, нейтральные; делать озвучку нужного уровня громкости; использовать изображения в определенной цветовой гамме, форме и т. д. При использовании на интерактивном оборудовании такие игры подходят и для индивидуальной работы, и для взаимодействия с группой детей, что особенно важно для развития идеи инклюзивного образования.

На данный момент на Всероссийском образовательном портале «СОВА» представлено более 20 игр для детей с нарушениями зрения и речи, разработанных педагогами-дефектологами. Игры разрабатываются на основе уже указанной ранее программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) под руководством Плаксиной Л. И., а также на основе примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) под руководством Нищевой Н. В.

Игры, созданные педагогами в интерактивном редакторе «СОВА», помогают детям развивать и закреплять навыки зрительного восприятия, вырабатывать артикуляцию, совершенствовать фразовую речь, взаимодействовать в группе и т. д. Для детей с ОВЗ в большей степени, чем для нормально развивающихся, имеет значение стимульная среда, поэтому правильное выполнение заданий сопровождается «победным» сигналом.

Почитать подробную информацию об интерактивном редакторе «СОВА» можно здесь.

Дети вовлекаются в выполнение заданий, созданных в «СОВЕ», с удовольствием участвуют в готовых играх в «Волшебной поляне» и «Стране чудес», а педагоги при этом развивают своих подопечных, соответствуя требованиям ФГОС и реалиям современности.

«Интерактивные системы» продолжают разрабатывать интерактивное оборудование и программное обеспечение, делая свой вклад в развитие проекта «Доступная среда», ведь с дошкольного образования начинается формирование личности, и именно поэтому важно создать безопасную, эффективную и правильную среду, особенно, если речь идёт о детях с ОВЗ, и в наших силах сделать обучение этих детей интересным, современным и продуктивным!

14 ноября 2018 232 просмотров
Поделиться в социальных сетях:
Подписаться на обновления "Портала Сова":