Интерактивные системы
Многоканальный телефон Екатеринбург +7 (343) 288-52-95
Подписаться на обновления
Образовательным организациям ikt@systemekb.ru Коммерческим организациям biz@systemekb.ru

Успешное развитие для детей с ОВЗ? С «Колибри» это легко! Рассказываем на примере реабилитационного центра «Адели»

17 сентября 2019

Упустить уникальные возможности сенситивного периода развития никак нельзя. Ведь в это время ребенок особо восприимчив к различным видам деятельности и способам эмоционального реагирования. Но часто этот уникальный шанс теряется, в особенности, если речь идет об ограниченных возможностях здоровья. Ведь в таком случае привычные механизмы и инструменты, предусмотренные методиками обучения и воспитания, становятся недоступными. Но как исправить ситуацию? И есть ли шанс на успешное развитие?

Ответ однозначен – да, но только при условии грамотного использования инновационных технологий.

Среди наиболее эффективных вариантов – использование программно-аппаратного комплекса «Колибри». Данное оборудование успешно используется в работе нескольких реабилитационных центров. Это позволяет на практике подтвердить эффективность данного инструментария.

 

Мы всегда отслеживаем работу подобных центров, ведь нам важно:

• Проанализировать эффективность оборудования для развития потенциала ребенка, учитывая характер различных патологий;
• Определить дальнейшие пути развития, то, над чем еще нужно работать.

В частности, на протяжении трех месяцев (с 30 мая по 31 августа 2019 года) «Колибри» успешно использовался в работе автономного учреждения социального обслуживания Удмуртской Республики «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» (РЦ «Адели»).  Мы уже публиковали ранее видеоотзыв от этого центра, с которым Вы также можете ознакомиться:

Продолжительность периода использования, а также значительный контингент детей позволил сделать некоторые выводы о результатах внедрения разработанного нами программно-аппаратного комплекса. Такое интерактивное решение обеспечило существенные улучшения в решении таких сверхсложных задач, как:

• Снятие психоэмоционального напряжения;
• Социализация в среде сверстников;
• Подготовка к смене вида деятельности (игровая – учебная);
• Минимизирование коммуникативных барьеров

Практические результаты

Во время исследования было задействовано 77 детей с ограниченными физическими возможностями. Были использованы (в зависимости от конкретных целей, учитывая состояние ребенка) разные формы занятий: индивидуальные, групповые. Работа усложнялась тем, что спектр нарушений объединял разные заболевания (ДЦП, расстройства аутистического спектра, нарушения зрения и слуха, легкая степень умственной усталости). Вместе с тем, результат превзошел ожидания, подтвердив положительную динамику в каждом отдельно взятом случае, проявившись практически сразу же. Ведь самые первые недели работы с представленным оборудованием показали хорошую динамику развития познавательных процессов, улучшения речевых навыков и логического мышления, формирования сенсорных эталонов, важных представлений о величине, форме, цвете.

 

 

Индивидуально и эффективно: для развития каждого ребенка

Поскольку возможности оборудования позволяют создавать свои собственные презентации и интерактивные игры (для этого не нужно обладать какими-то особыми навыками программирования), была внедрена индивидуализация программы, что обеспечило достижение более эффективных результатов.
Среди важных достижений детей, в работе с которыми был использован «Колибри»: развитие умений договариваться и действовать конструктивно для достижения общих целей (игры «Обжорка», «Футбол» в «Волшебной поляне»).

Для развития познавательной активности и навыков общения особо действенными являлись игры из игрового центра «СОВА», например – «Домашние животные».

Как показал опыт, для реабилитации детей с ДЦП отменным решением стала игра «Космонавт» в интерактивном комплексе «Страна чудес». Ее принцип основан на методиках зеркальной терапии. Движения ребенок производит здоровой конечностью, при этом он наблюдает за космонавтом на экране. Тот повторяет все, но использует для движения обе конечности. Так создается иллюзия того, что обе конечно двигаются одинаково, как абсолютно здоровые. Установление зрительной связи с контролем мышц и усиление сенсомоторной связи с ЦНС и мышцами обеспечило отличный результат.

Приводим наиболее яркие примеры из экспертного заключения:

Илья Т., 8 лет

Диагноз: ДЦП, спастический тетрапарез сложной степени, ЗПРР, эпилепсия, нарушения зрения.

На момент поступления в центр, ребенок не посещал никаких коррекционно-развивающих занятий, родители ухаживают за ним, но не уделяют внимания развитию познавательной деятельности. Кроме того, у Ильи отмечается повышенная утомляемость, поэтому главной трудностью на занятиях оказалось отсутствие мотивации и заинтересованности ребенка. В силу своих особенностей, Илье также трудно работать с дидактическим материалом в виде карточек.

Педагог-психолог спланировал большую часть коррекционноразвивающей работы проводить с помощью интерактивной панели «Колибри». С Ильей были использованы следующие приложения: «Волшебная поляна», «Страна чудес» и «Сова». Особенно результативной оказалась игра в приложении «Сова» – «Муравей Антошка» на развитие внимания, поскольку Илье, как и муравью, скоро в школу. Ему импонировало, что кто-то находится в таком же положении как он, и вместе готовиться к школе оказалось гораздо интереснее. После нескольких занятий у Ильи возросла мотивация к играм, он стал более активным. Также отмечается повышение устойчивости и переключения внимания.

Артем О., 5 лет

Диагноз: болезнь Пертеса 3 ст., РОП ЦНС, общее недоразвитие речи 1 уровня, астено-гипердинамический синдром.

Артем — ребенок, с достаточно тяжелым характером, яркими проявлениями негативизма и нежеланием работать в паре. На этапе знакомства отказывался контактировать как со сверстниками, так и с психологом. Здесь огромную помощь оказала игра «Разминка» в приложении «Страна чудес» и «Микробы» из «Волшебной поляны». Постепенно приглядываясь к новым формам работы, Артем стал вливаться в процесс занятий. Заметно повысился интерес к совместной деятельности с другими детьми. А к концу курса реабилитации Артем уже чувствовал себя уверенно и комфортно в группе сверстников, даже принимал на себя роль лидера, помогал более слабым детям справляться с заданиями. Таким образом, включение в процесс занятий интерактивных игр способствовало снятию барьеров в коммуникации ребенка.

Необходимо отметить, что курс реабилитации в нашем центре составляет от 14 до 26 дней, в связи с чем мы можем наблюдать динамику детей больше по психологическим показателям, хотя безусловно, у всех детей, участвующих в проекте, отмечается положительная динамика и в развитии познавательных процессов, в формировании сенсорных эталонов, представлений об окружающем мире, а именно, формирование или закрепление представлений о цвете, форме, величине, счете и т.д.

Специалисты Реабилитационного центра «Адели» рекомендуют использовать интерактивный программно-аппаратный комплекс «Колибри» в работе с детьми-инвалидами.

(чтобы прочитать текст заключения, кликните на изображение)

О главном

Во многом то, настолько эффективным является психолого-педагогическое влияние на ребенка определяется своевременностью начала действий. Но не менее значим фактор времени. В особенности это важно для детей с ограниченными физическими возможностями. Работать с такой категорией, как показала практика, очень сложно. Ведь часто ситуация усложняется сопутствующими проблемами, прежде всего, отсутствием мотивации к обучению. Но даже такое, казалось бы, невозможное для реализации задание с инновационными технологиями вполне выполнимо.

Яркие цвета и графика, а также качественный звук в программно-аппаратном комплексе «Колибри» – все это удерживает внимание, делая обучение более осознанным, привлекательным, наполненным новым содержанием, направленным практически, эффективным. Благодаря таким интерактивным технологиям ребенок начинает понимать, что формы общения, умения, игры, не доступные ему ранее, становятся достижимыми. Появляется вера в свои собственные силы, а, значит, и результат. 

17 сентября 2019 359 просмотров
Поделиться в социальных сетях:
Подписаться на обновления "Портала Сова":